Каталог файлів

Головна » Файли » Впровадження в освітню практику сучасних технічних засобів навчання

Использование информационных технологий в обучении младших школьников
12.01.2013, 15:34

задачи:

- Определить основные проблемы использования компьютера в обучении младших школьников;

-выяснить целесообразность использования компьютера в работе учителя

-разработать методические рекомендации по использованию НИТ в работе учителя начальных классов;

-определить общедидактические, профессиональные, организационно-методические и Информационные проблемы;

         

Основные проблемы использования компьютера в обучении младших школьников

 

Модернизация школьной образовательной системы предусматривает использование средств и форм познавательной деятельности учащихся, отводя большую роль информатизации образования, в том числе использованию компьютерных и коммуникационных технологий.

Назовем факторы, которые могут способствовать более активному и эффективному использованию новых информационных технологий (НИТ) в начальной школе

- Большие дидактические возможности компьютера;

- Наличие в продаже различных программных продуктов для школы;

- Введение в учебные планы многих школ пропедевтики курса информатики (и развитие на основе этого компьютерной грамотности школьников);

- Реализация различных программ, которые стимулируют формирование информационной культуры школьников и учителей;

- Наличие во многих семьях компьютеров, способствует формированию у детей готовности (и психологической, и мотивационной и практической) к использованию компьютера при изучении различных учебных предметов.

Но в настоящее время сложилась довольно противоречивая ситуация: несмотря на эти положительные факторы, компьютер в учебно-воспитательном процессе начальной школы, к сожалению, используется редко, бессистемно и преимущественно с целью контроля знаний, не касаясь, как правило, других этапов обучения. Основными причинами этого можно считать недостаточный уровень финансирования общеобразовательной школы, недостаток на рынке предложения педагогических программных средств (ППС), отвечающих дидактическим требованиям, отсутствие методических разработок по использованию компьютера в целом (и конкретных программ учебного назначения частности), а главное - недостаточный уровень информационной компетентности большинства учителей начальной школы. Это подтверждают многие проведенных исследований, сделанных в этой области.

Учитывая эти исследования требуют решения следующие задачи:

- Обоснование целесообразности и места применения компьютера в системе других средств обучения;

- Проектирование технологии процесса подготовки к обучению с использованием компьютера;

- Проектирование технологии собственно процесса обучения с использованием компьютера;

- Обоснование роли учителя на этапе подготовки к обучению с использованием компьютера и в организации самих компьютерных уроков;

- Обоснование роли различных видов программных средств учебного назначения в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Использование компьютера как средства обучения в учебно-воспитательном процессе начальной школы влечет за собой изменение и других элементов педагогической технологии (процесса обучения, организации обучения, средств обучения). Это, на наш взгляд, предполагает решение нескольких групп проблем: общедидактических, методических, так называемых информационных (относящиеся к компьютеру, как к средству обучения), профессиональных и организационных, каждая из которых, в свою очередь, предполагает решение соответствующих теоретических и практических задач. Рассмотрим всю совокупность этих проблем.

Основные проблемы использования компьютера в обучении младших школьников

 

Модернизация школьной образовательной системы предусматривает использование средств и форм познавательной деятельности учащихся, отводя большую роль информатизации образования, в том числе использованию компьютерных и коммуникационных технологий.

Назовем факторы, которые могут способствовать более активному и эффективному использованию новых информационных технологий (НИТ) в начальной школе

- Большие дидактические возможности компьютера;

- Наличие в продаже различных программных продуктов для школы;

- Введение в учебные планы многих школ пропедевтики курса информатики (и развитие на основе этого компьютерной грамотности школьников);

- Реализация различных программ, которые стимулируют формирование информационной культуры школьников и учителей;

- Наличие во многих семьях компьютеров, способствует формированию у детей готовности (и психологической, и мотивационной и практической) к использованию компьютера при изучении различных учебных предметов.

Но в настоящее время сложилась довольно противоречивая ситуация: несмотря на эти положительные факторы, компьютер в учебно-воспитательном процессе начальной школы, к сожалению, используется редко, бессистемно и преимущественно с целью контроля знаний, не касаясь, как правило, других этапов обучения. Основными причинами этого можно считать недостаточный уровень финансирования общеобразовательной школы, недостаток на рынке предложения педагогических программных средств (ППС), отвечающих дидактическим требованиям, отсутствие методических разработок по использованию компьютера в целом (и конкретных программ учебного назначения частности), а главное - недостаточный уровень информационной компетентности большинства учителей начальной школы. Это подтверждают многие проведенных исследований, сделанных в этой области.

Учитывая эти исследования требуют решения следующие задачи:

- Обоснование целесообразности и места применения компьютера в системе других средств обучения;

- Проектирование технологии процесса подготовки к обучению с использованием компьютера;

- Проектирование технологии собственно процесса обучения с использованием компьютера;

- Обоснование роли учителя на этапе подготовки к обучению с использованием компьютера и в организации самих компьютерных уроков;

- Обоснование роли различных видов программных средств учебного назначения в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Использование компьютера как средства обучения в учебно-воспитательном процессе начальной школы влечет за собой изменение и других элементов педагогической технологии (процесса обучения, организации обучения, средств обучения). Это, на наш взгляд, предполагает решение нескольких групп проблем: общедидактических, методических, так называемых информационных (относящиеся к компьютеру, как к средству обучения), профессиональных и организационных, каждая из которых, в свою очередь, предполагает решение соответствующих теоретических и практических задач. Рассмотрим всю совокупность этих проблем.

Использование компьютера в работе учителя на уроках гуманитарного цикла при подачи нового материала

 

 

Задача учителя на уроцке - открыть, захватить и направить каждого ученика на интересный, содержательный путь усвоения нового материала.

Захватить ученика - значит вызвать у него интерес к к изученной теме

Какую же помощь в этой сфере школьной жизни может принести машина? Что нового может заложить использования компьютера на уроках гуманитарного цикла и в воспитательной работе? В условиях современного развития школы, педагогики и общества в целом возникают потребности постановки проблемы использования новых информационных технологий в воспитательном процессе.

Компьютерные технологии уже давно тесно связаны с педагогическим процессом в школе, а тот в свою очередь включает в себя не только учебный, но и воспитательный процесс.

Уже со времени возникновения компьютерной техники в "пределах досягаемости учительской руки" ее косвенно использовали педагоги. Примеров этому есть масса. Ведь трудно вспомнить, когда последний раз учитель "от руки" рисовал классный стенд или угол. На помощь всегда берется компьютер, или хотя бы клавиатура (для написания букв). Аналогично можно сказать и об изготовлении стенгазет, досок почета и т.п.. И это только одна сторона опосредованного использования компьютерной техники в воспитательной работе школы. Конечно, выполненные с помощью машины буквы, рисунки, фотографии приобретают более эстетичного вида, а следовательно привлекают больше внимания школьников. Поэтому есть уверенность, что затронута проблема не останется без соответствующей ожидаемой внимания.

Для непосредственного использования компьютера и средств мультимедиа на уроках, то стоит разделить его на следующие этапы:

- Использование новых информационных технологий в деятельности учителя-воспитателя;

- Использование компьютера как технического средства, воздействует на воображение детей (основная проблема каждого урока - дисбаланс материала представляет педагог, с максимумом, который ученик может представить);

- Непосредственное общение ребенка с компьютером. Здесь имеется в виду выполнение учеником определенных действий с машиной (игры, воспитательные ситуации и т.п.).

Виды использования компьютера на уроках гуманитарного цикла разные:

  - Использование материалов лицензионных учебных дисков (различные игры, справочные материалы, фильмы, мультфильмы и т.д.)

- Использование интернета и материалов сайта Y-Tube в режиме онлайн: документальные фильмы, мультфильмы, отрывки научно-популярных программ,

- Использование информации в аудио формате (музыка, сказки, рассказы)

- Использование различного рода презентаций

.

Формы работы зависят только от фантазии самого учителя. Представляю только самые распространенные:

- Рассказ учителя;

- Просмотр видеосюжетов;

- Беседа, собеседование;

- Игры и забавы;

- Показ презентации

- Выступления учащихся с рефератами;

- Круглый стол, час вопросов и ответов.

Что же можно посоветовать учителю по удачного использования новых информационных технологий для решения учебных и воспитательных задач? Ведь не сложно потеряться среди нынешних предложений, используя компьютер (если он, конечно, есть в наличии) буквально во всех формах и методах воспитания.

1. Использование компьютера только при условии необходимости позволит улучшить учебный процесс.

2. Использование продуктов мультимедиа должно быть полезным, нести в себе определенные задачи, а не только быть игрушкой для ребенка.

3. Использование компьютерной техники в той или иной форме должна носить сюжетный, а не постоянный характер. Дело в том, что если урок провести только за компьютером, то это не позволит ребенку осмыслить проблему, а значит урок пройдет напрасно.

4. Интегрируя компьютер в работу класса, необходимо обращать внимание на здоровье учащихся, пользоваться имеющимися правилами работы с компьютером, следить за техникой безопасности.

В общем, интеграция компьютера на уроке возможна при определенных обстоятельствах и условиях, главная из которых, конечно, наличие самой техники в распоряжении учителя, умелое обращение с ней и разумное и сбалансированное использование.

2. Методические рекомендации по использованию НИТ в работе учителя начальных классов

 В этом разделе мы предложили разработку Первого урока и воспитательного мероприятия с использованием компьютера, в которых наиболее полно пытались раскрыть и использовать все формы применения НИТ в работе учителя, а именно использование компьютера как технического средства обучения (аудио и видео проигрыватель, проектор и др..) и использование компьютера для выполнения в нем определенных задач самими детьми, используя простейшие манипуляции (выбор разложения рисунков и т.п.).

Ожидаемые результаты:

-создание видеотеки;

-повышение профессионального мастерства.

-распространение опыта работы.

-проведение мониторинга влияния использования компьютерных технологий на усвоение учащимися нового материала.

 выводы

 Использование компьютера в учебно-воспитательном процессе начальной школы становится более эффективным при использовании знаний, школьники уже получили при изучении различных дисциплин. На основе этого можно использовать компьютер и для обработки нового материала.

Также компьютер может облегчить работу самого учителя и сохранить его время.

Всего использования компьютера и средств мультимедиа в школе необходимо в настоящее время, ведь школа должна следить и своевременно реагировать на процессы в обществе, обеспечивая полноценное развитие личности ученика, как члена этого общества.

Категорія: Впровадження в освітню практику сучасних технічних засобів навчання | Додав: AlPetr
Переглядів: 989 | Завантажень: 0 | Коментарі: 1 | Рейтинг: 4.3/17
Всього коментарів: 1
1 рукосуева а. в.  
0
СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ НЕМЫСЛИМЫ БЕЗ КОМПЬЮТЕРА. ПОЭТОМУ ТАК ВАЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИХ УВЛЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРОМ В НУЖНОМ РУСЛЕ,ПРЕЖДЕ ВСЕГО В ОБУЧАЮЩИХ ЦЕЛЯХ.

Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]