Эта тема заинтересовала меня потому, что с первого класса уже полтора года у меня учатся дети со слабым зрением. Начало обучения в школе – переломный этап в жизни любого ребенка, а для первоклассника с нарушением зрения новая роль ученика зачастую становится источником физических и эмоциональных нагрузок. В начале обучения учителю важно предвидеть, какие трудности могут возникнуть у ребенка с патологией зрения. Снижение функции зрения приводит к снижению скорости и точности восприятия: - дети воспринимают фрагментами как единичные, так и групповые композиции; - у таких детей затруднено установление причинно - следственных связей между предметами и явлениями. Дети с нарушением зрения испытывают серьезные трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в выполнении практических действий в ориентировке в пространстве, на рабочей поверхности. Низкое зрение моей ученицы не повлияло на снижение темпа учебной работы, на качество выполнения учебных заданий. У Ксении отличная память, каллиграфический почерк, она всесторонне развита, красиво рисует. Однако, ребенок с нарушением зрения испытывает значительные трудности в период обучения и это требует от педагога поддержки и особого внимания. В первую очередь, следует обратить внимание на компоненты подготовленности к школе, которые очень важны для детей с нарушением зрения: - мотивационная готовность к школе; - умение содержать свое рабочее место в порядке; - умение воспринимать инструкцию учителя и действовать соответственно ей; - создание благоприятных для зрения условий и использование специальных наглядных пособий. Дети с нарушением зрения часто имеют неправильное представление о школе. Если их ожидания не оправдываются, то у них быстро угасает интерес к учебе. Некоторые приходят в школу с тревогой и страхом. Так было у моей ученицы Ксении, так как она не посещала дошкольное учреждение и находилась всегда с мамой.
Поэтому очень важно уделять большое внимание мотивационной сфере. Прежде всего, необходимо создать благоприятные условия для того, чтобы они полюбили свой класс, с интересом шли на уроки, подружились с одноклассниками. Даже внешнее оформление классной комнаты влияет на положительный настрой у детей: приятная для глаз окраска стен, мебели; на классной доске и на стене около нее только самые необходимые пособия; оптимально подобранное освещение. Важным моментом в формировании положительного эмоционального настроя является ситуация успеха. В первый год обучения и в первом семестре второго класса дети отметок не получают. Но учитель не должен оставлять без внимания ни одного шага учащегося на уроке. Педагог должен замечать и поощрять даже небольшой успех, малейшее продвижение ребенка: ровно проведенную линию, красиво написанную букву, удачно соединенную букву и т. д. Наличие положительной мотивации является основой уверенного отношения к жизни, что особенно важно для детей с нарушением зрения. Умение слушать, понимать объяснения, задания учителя и точно действовать в соответствии с ними – очень важное качество для любого ребенка, а особенно для ученика с нарушением зрения. При организации любого вида деятельности учитель должен приучать действовать строго по заданию. Не следует подгонять детей, они должны работать ровно и спокойно. В педагогическом процессе необходимо учитывать все особенности детей с нарушением зрения. Только создание благоприятных условий в классе, наличие соответствующего оснащения на уроках, применение особых методов в работе могут сделать обучение этих школьников успешным. Создание в классе благоприятных условий облегчает зрительную работу для учащихся с нарушением зрения. Большое значение приобретает вопрос правильного освещения класса. Свет должен быть рассеян по всей комнате. В классе не должно быть яркого ослепляющего блеска. На окнах должны быть специальные занавески, регулирующие поступление дневного света. На парте необходимо использовать подставку для книг. Рекомендуемый цвет классной доски – темно-зеленый. Следует обратить внимание на то, чтобы на этой доске не было световых бликов. Применяемый в школьной практике учебный материал должен быть максимально приспособлен к особенностям ослабленного зрения школьников. Используемый белый мел должен быть мягким, чтобы линии были широкие и четкие. Не рекомендуется линовать доску белым цветом, так как при восприятии таких линий глаза напрягаются, особенно у детей, страдающих астигматизмом. Эти линии утомляют глаза и у других детей с нарушенным зрением. Карандаши следует употреблять мягкие. При выборе учебников следует учитывать цвет бумаги, размер шрифта, качество иллюстраций. Если шрифт мелкий, а качество иллюстрации низкое, необходимо предоставить ученику копию статьи с увеличенным шрифтом и иллюстрацию более высокого качества.
В своей работе я выполняю следующие требования к наглядным пособиям для слабовидящих детей: 1. Нельзя использовать пособие с блестящей поверхностью. 2. Картины и плакаты, висящие в классе, нужно вешать на уровне глаз, чтобы детям было удобно их рассматривать. 3. Иллюстративный материал должен иметь четкую форму. 4. Демонстрационный материал нужно показывать на контрастном фоне (красный рядом с желтым часто воспринимается ребенком с нарушенным зрением как оранжевый; синий с красным – фиолетовый; фиолетовый с коричневым – черный и т. д.) 5. Следует избегать загромождения пособия деталями. 6. При анализе детских работ рекомендуется не располагать на доске все работы одновременно, а показывать их по 5-6 объектов. 7. При фронтальном демонстрировании наглядности детям со зрительной патологией предлагают выйти к доске для полного и правильного восприятия. 8. Некоторые рисунки требуют доработки для их применения в классе, имеющем детей с нарушением зрения (например, обвести контур предмета, чтобы он выделялся). 9. В работе со слабовидящими детьми рекомендуется использовать силуэтные рисунки. Эти рисунки хорошо воспринимаются слабым зрением. В связи с быстрой утомляемостью зрения возникает необходимость в уменьшении зрительной нагрузки и охраны зрения слабовидящих детей. Небрежное отношение к неполноценному зрению может привести к ухудшению, а иногда и к потере зрения. В целях охраны зрения учеников нужно ограничивать объем зрительной работы. Для этого должен осуществляться режим охраны зрения, согласно которому учебный процесс планируется так, чтобы чередовать письменные упражнения с устными формами работы, давая отдых глазам. На уроках необходимо вводить физминутки для глаз. Работая с детьми со зрительной патологией, учитель пользуется в основном методикой массовой школы. Однако необходимо учитывать особенности этих детей и вносить свои коррективы. В апреле 2012 года на базе нашей школы проходил семинар в рамках международного проекта по инклюзивному образованию «На солнце». Представители из Голландии посетили уроки, где наблюдали за адаптацией слабовидящих детей к обучению в общеобразовательной школе.