Каталог файлів

Головна » Файли » Інклюзивна освіта

Внедрение методов инклюзивного образования в учебный процесс общеобразовательной школы
[ · Викачати видалено (5 Mb) ] 04.01.2013, 14:31
Эта тема заинтересовала меня потому, что с первого класса уже полтора года у меня учатся дети со слабым зрением. Начало обучения в школе – переломный этап в жизни любого ребенка, а для первоклассника с нарушением зрения новая роль ученика зачастую становится источником физических и эмоциональных нагрузок.
В начале обучения учителю важно предвидеть, какие трудности могут возникнуть у ребенка с патологией зрения. Снижение функции зрения приводит к снижению скорости и точности восприятия:
- дети воспринимают фрагментами как единичные, так и групповые композиции;
- у таких детей затруднено установление причинно - следственных связей между предметами и явлениями.
Дети с нарушением зрения испытывают серьезные трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в выполнении практических действий в ориентировке в пространстве, на рабочей поверхности.
Низкое зрение моей ученицы не повлияло на снижение темпа учебной работы, на качество выполнения учебных заданий. У Ксении отличная память, каллиграфический почерк, она всесторонне развита, красиво рисует.
Однако, ребенок с нарушением зрения испытывает значительные трудности в период обучения и это требует от педагога поддержки и особого внимания.
В первую очередь, следует обратить внимание на компоненты подготовленности к школе, которые очень важны для детей с нарушением зрения:
- мотивационная готовность к школе;
- умение содержать свое рабочее место в порядке;
- умение воспринимать инструкцию учителя и действовать соответственно ей;
- создание благоприятных для зрения условий и использование специальных наглядных пособий.
Дети с нарушением зрения часто имеют неправильное представление о школе. Если их ожидания не оправдываются, то у них быстро угасает интерес к учебе. Некоторые приходят в школу с тревогой и страхом. Так было у моей ученицы Ксении, так как она не посещала дошкольное учреждение и находилась всегда с мамой.

Поэтому очень важно уделять большое внимание мотивационной сфере. Прежде всего, необходимо создать благоприятные условия для того, чтобы они полюбили свой класс, с интересом шли на уроки, подружились с одноклассниками. Даже внешнее оформление классной комнаты влияет на положительный настрой у детей: приятная для глаз окраска стен, мебели; на классной доске и на стене около нее только самые необходимые пособия; оптимально подобранное освещение.
Важным моментом в формировании положительного эмоционального настроя является ситуация успеха. В первый год обучения и в первом семестре второго класса дети отметок не получают. Но учитель не должен оставлять без внимания ни одного шага учащегося на уроке. Педагог должен замечать и поощрять даже небольшой успех, малейшее продвижение ребенка: ровно проведенную линию, красиво написанную букву, удачно соединенную букву и
т. д.
Наличие положительной мотивации является основой уверенного отношения к жизни, что особенно важно для детей с нарушением зрения.
Умение слушать, понимать объяснения, задания учителя и точно действовать в соответствии с ними – очень важное качество для любого ребенка, а особенно для ученика с нарушением зрения. При организации любого вида деятельности учитель должен приучать действовать строго по заданию. Не следует подгонять детей, они должны работать ровно и спокойно.
В педагогическом процессе необходимо учитывать все особенности детей с нарушением зрения. Только создание благоприятных условий в классе, наличие соответствующего оснащения на уроках, применение особых методов в работе могут сделать обучение этих школьников успешным.
Создание в классе благоприятных условий облегчает зрительную работу для учащихся с нарушением зрения. Большое значение приобретает вопрос правильного освещения класса. Свет должен быть рассеян по всей комнате. В классе не должно быть яркого ослепляющего блеска. На окнах должны быть специальные занавески, регулирующие поступление дневного света.
На парте необходимо использовать подставку для книг. Рекомендуемый цвет классной доски – темно-зеленый. Следует обратить внимание на то, чтобы на этой доске не было световых бликов.
Применяемый в школьной практике учебный материал должен быть максимально приспособлен к особенностям ослабленного зрения школьников. Используемый белый мел должен быть мягким, чтобы линии были широкие и четкие. Не рекомендуется линовать доску белым цветом, так как при восприятии таких линий глаза напрягаются, особенно у детей, страдающих астигматизмом. Эти линии утомляют глаза и у других детей с нарушенным зрением.
Карандаши следует употреблять мягкие. При выборе учебников следует учитывать цвет бумаги, размер шрифта, качество иллюстраций. Если шрифт мелкий, а качество иллюстрации низкое, необходимо предоставить ученику копию статьи с увеличенным шрифтом и иллюстрацию более высокого качества.

В своей работе я выполняю следующие требования к наглядным пособиям для слабовидящих детей:
1. Нельзя использовать пособие с блестящей поверхностью.
2. Картины и плакаты, висящие в классе, нужно вешать на уровне глаз, чтобы детям было удобно их рассматривать.
3. Иллюстративный материал должен иметь четкую форму.
4. Демонстрационный материал нужно показывать на контрастном фоне (красный рядом с желтым часто воспринимается ребенком с нарушенным зрением как оранжевый; синий с красным – фиолетовый; фиолетовый с коричневым – черный и т. д.)
5. Следует избегать загромождения пособия деталями.
6. При анализе детских работ рекомендуется не располагать на доске все работы одновременно, а показывать их по 5-6 объектов.
7. При фронтальном демонстрировании наглядности детям со зрительной патологией предлагают выйти к доске для полного и правильного восприятия.
8. Некоторые рисунки требуют доработки для их применения в классе, имеющем детей с нарушением зрения (например, обвести контур предмета, чтобы он выделялся).
9. В работе со слабовидящими детьми рекомендуется использовать силуэтные рисунки. Эти рисунки хорошо воспринимаются слабым зрением.
В связи с быстрой утомляемостью зрения возникает необходимость в уменьшении зрительной нагрузки и охраны зрения слабовидящих детей. Небрежное отношение к неполноценному зрению может привести к ухудшению, а иногда и к потере зрения. В целях охраны зрения учеников нужно ограничивать объем зрительной работы. Для этого должен осуществляться режим охраны зрения, согласно которому учебный процесс планируется так, чтобы чередовать письменные упражнения с устными формами работы, давая отдых глазам. На уроках необходимо вводить физминутки для глаз.
Работая с детьми со зрительной патологией, учитель пользуется в основном методикой массовой школы. Однако необходимо учитывать особенности этих детей и вносить свои коррективы.
В апреле 2012 года на базе нашей школы проходил семинар в рамках международного проекта по инклюзивному образованию «На солнце». Представители из Голландии посетили уроки, где наблюдали за адаптацией слабовидящих детей к обучению в общеобразовательной школе.
Категорія: Інклюзивна освіта | Додав: AlPetr
Переглядів: 823 | Завантажень: 429 | Рейтинг: 4.4/52
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]